Педагогический менеджмент, или Учитель должен быть аформален

01.02.2019

   30 января на базе СШ № 3 г. Столина прошла районная научно-практическая конференция педагогов «Через качество обучения – к развитию потенциала учащихся». Её открыла заведующая районным учебно-методическим кабинетом Валентина Гречко. В своём выступлении она подчеркнула важность непрерывного образования для педагога. И конференция как одна из возможностей повысить свои знания, провести конструктивный диалог с коллегами, поделиться практикой, обменяться опытом и оценить свои личные навыки и наработки.

        На пленарном заседании выступали педагоги-новаторы. Например, директор СШ № 2 г. Столина, учитель-методист Алла Лозицкая раскрыла перед присутствующими важные направления развития современного педагога. Её выступление – это информация для менеджера, которым является руководитель учреждения образования, учителя, классного руководителя. В выступлении педагога прозвучало много новых слов, которые мировая общественность использует для характеристики работы учителя. И каждое из понятий накладывает определённые требования. Информационное общество требует, чтобы изменилась роль каждого участника образовательного процесса. И примером в этом остается учитель. Он должен дать своим ученикам не только глубокие предметные знания, но и научить его жизни. Ведь можно быть отличником, но совсем не приспособленным к жизни. В современном образовании важно научить видеть ценности, ставить цели, быть социально адаптированным.

   Сейчас мировая общественность активно обсуждает образовательную модель 4К – коммуникативность, критическое мышление, креативность и командность. А насколько этими качествами обладаете вы? – этот вопрос должен задать сам себе каждый педагог.

       Современному педагогу, по мнению Аллы Лозицкой, необходимо обладать академической мобильностью. Кроме классического образования он имеет возможность получать образование из множества других источников. Кроме этого педагог должен быть аформален, несмотря на формализм, который всё же присутствует в деятельности, этого надо максимально избегать. И Алла Николаевна собственным примером показывает и доказывает, что такое возможно и нужно делать.

    На примере своего учреждения образования – Лядецкого УПК яслей-сада СШ – заместитель директора по учебной работе Светлана Царик показала, как педагогам и ученикам добиваться успеха на разных уровнях, что для этого делается в учреждении. Кроме целенаправленной работы с педагогами, в учреждении идёт работа и с родителями. И выступающая отметила: « Не правда, что родители не хотят взаимодействовать со школой. Если их увлечь, показать нужность и важность, то они с радостью идут на сотрудничество». Интересен опыт работы учреждения в отношении работы с коллегами и учениками из других школ. И это сотрудничество уже имеет свои результаты – ребята после знакомства с опытом своих одноклассников из других школ горят идеями и воплощают их.

            Лядецкая школа, несмотря на небольшое количество учащихся, уверенно заявляет о себе на разных уровнях – от районного до областного. Поэтому есть у кого и для чего перенимать опыт другим учреждениям.

            Учитель начальных классов Колоднянского УПК яслей-сада БШ Наталья Базар успешно использует в своей работе информационно-коммуникационные технологии. У неё создана своя медиотека, в которую вошли и собственные наработки. На примерах педагог показала, как и с помощью чего создаёт электронные тесты, опросы, дополнительные материалы к учебной программе. Она разработала дистанционный курс по предметам. И её ученики, будучи младшими школьниками, показывают хорошие результаты на районном и областном уровнях. Что говорит об эффективности той работы, которую она проводит.

    Важно не только дать знания, но и научить их использовать максимально чётко, не теряться перед лицом определённых трудностей. Педагог-психолог Столинской государственной гимназии Анна Мойсеевич говорила о психологическом сопровождении учащихся при подготовке к олимпиадам различного уровня. Ведь когда ученик имеет знания – это не значит, что успех ему гарантирован. Успех лежит глубже. Чтобы его раскрыть, педагог использует ряд психологических упражнений, проводит занятия с учениками. Визуализация, использование определённых слов при формулировании своей цели, тренинги и практика – это то, что помогает учащимся. Также Анна Мойсеевич подчеркнула важность работать с учениками не только до олимпиады, но и после, особенно когда они терпят поражение.

    В четырех секциях, в ходе конференции, было поднято много важных и интересных тем. Каждый из педагогов, присутствующие на конференции, взял для себя, из предложенного коллегами, что-то полезное, что бы апробировать его в практике своей работы и поделиться с коллегами на местах, каждый в своем учреждении образования.

Татьяна СЕГЕН

На фото: педагоги-участники конференции во время обсуждения.

Фото автора