Основной упор – на трудовое обучение

25.04.2018

11-12 апреля Столинщина стала местом проведения областного семинара по техническому труду. Специалисты, методисты, курирующие работу педагогов трудового обучения (технического труда) и учителя технического труда, обсудили актуальные вопросы по теме «Условия развития у учащихся учебно-познавательной деятельности на уроках технического труда: системный подход к их созданию».


         Участников семинара гостеприимно встретили учащиеся средней школы № 2 г. Столина символичным обрядом «Гуканне вясны»..Далее участники семинара имели возможность увидеть мини-ферму Теребежовского яслей-сада, мини-трактор, сделанный учащимися Отвержичского УПК яслей –сада базовой школы под руководством учителя технического труда Николая Антоновича Яхновца. Его ученики с увлечением рассказали о данном уникальном транспортном средстве и продемонстрировали его в действии.

         Не менее интересной была демонстрация  продукции объединения по интересам «Юный пчеловод» от Дома детского творчества г.Давид –Городка, руководителем которого является Михаил Иосифович Носкевич. Дегустация продукции пчеловодства сопровождалась комментариями о лечебных свойствах мёда.

         Гостям предложили познакомиться с выставкой «Тебе, родная Беларусь!» творческих работ декоративно-прикладного  и технического творчества учащихся и увлечений педагогов. Было отмечено  разнообразие техник и жанров в выставочных  работах, и их практическая направленность.

         С уникальными особенностями нашего района познакомил участников семинара начальник отдела образования, спорта и туризма Александр Николаевич Вечорко. Активно все включились в обсуждение  вопроса  открытия с первого сентября аграрных классов. Ведь наш район заинтересован в своих высококвалифицированных кадрах, способных эффективно работать на земле, в личных, фермерских и государственных хозяйствах. Но, к сожалению,  сельскохозяйственный профиль среди учащихся нашего  района не является востребованным. Ведь проблема выбора профессии – серьёзная, многогранная, одновременно личная и общественная.

        Практика показывает, что часть молодых людей не может осознанно воспользоваться своим правом на выбор профессии. Правильно выбраная профессия – это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное равнодушное существование. Поэтому важно, чтобы дети знали, какие специалисты сегодня нужны на рынке труда и каковы их перспективы. Каждый учитель в рамках своего учебного предмета проводит определённую профориентационную работу. Поэтому перед педагогами стоит задача: во время профориентационной работы нацеливать ребят на деятельность в сфере сельского хозяйства,  выявлять среди них мотивированных и предложить им выбор агроклассов.       

         Методист Брестского областного института развития образования Александр Николаевич Черкасевич подчеркнул, что трудовое обучение красной нитью проходит через все учебные предметы. Важно сориентировать учащихся на практическую деятельность. Научить их самостоятельно сделать такие полезные предметы, которые потом можно будет использовать в быту, приобрести такие умения, которые пригодятся им в будущем.

         Методист районного учебно-методического кабинета Алексей Леонидович Литвинчук рассказал, что в районе работают 46 учителей технического труда. Есть свои достижения, но проблемными остаются вопросы обустройства мастерских и наличие их материально-технической базы, повышение  квалификационных категорий педагогами, активизация участия в олимпиаде по предмету и достижение определенных результатов. Если учесть то, что воспитанники учителя технического труда средней школы № 3 г. Столина Анатолия Алексеевича Шпака  ежегодно являются победителями республиканской олимпиады районного и областного этапов, целесообразно будет  создать ресурсный центр по подготовке к олимпиаде на базе средней школы №3 г.Столина, где Шпак А.А. будет оказывать помощь и учащимся, и коллегам в подготовке к олимпиаде.

      Создание правовых, организационных, ресурсных и других условий даёт возможность для осуществления эффективной подготовки кадров с высоким уровнем профессионализма. У нас в районе ведётся определённая работа по интеграции усилий школы и профессионального учебного заведения сельскохозяйственного профиля. Такое взаимодействие позволяет проводить интеграцию возможностей учащихся, первоначальных навыков, желаний с профессиональными навыками и специальностью.

         Прямой эфир «Правильный профессиональный выбор – уверенное будущее завтра» провела директор Теребежовскской средней школы Людмила Леонтьевна Цупа. Участники прямого эфира сделали упор на востребованность на рынке труда рабочих специальностей и выслушали  по данному вопросу мнения  учащихся и педагога учреждения  общего среднего образования, преподавателя и учащихся лицея. Во время беседы выпускник Столинского лицея Максим Мамайко подчеркнул, что он не разочаровался в своей будущей профессии электрика и пожелал абитуриентам опираться на свои ощущения и желания, несмотря на то, что в молодежной среде рабочие профессии считаются не престижными и не модными.

         На второй день семинара участники познакомились с работой учителя технического труда Столинской государственной гимназии Александра Юрьевича Комарова. Деятельность гимназии по реализации республиканского инновационного проекта по внедрению модели допрофильной подготовки учащихся вместе с заместителем директора Лилией Адамовной Заенчковской и директором учреждения Михаилом Демьяновичем Козулей вызвала живой интерес у гостей семинара, так как они увидели целенаправленную систему работы по профессиональной ориентации учащихся.. Высокую оценку получила и выставка творческих работ учащихся Комарова А.Ю.

         В Городнянском УПК ясли-сад СШ  участники семинара с директором Фёдором Николаевичем Гмиром обсудили не только развитие учебно-познавательной деятельности на учебных занятиях, но и поговорили о местных достопримечательностях и проблемах населенного пункта.  Содержательным, соответствующим современным требованиям, по мнению участников семинара, был мастер-класс «Современный урок в рамках компетентностного подхода», который провела заведующий районным учебно-методическим кабинетом Валентина Александровна Гречко. Незабываемые впечатления оставили после себя экскурсии в усадьбу гончара и Центр гончарства д.Городная.

         Древняя мудрость гласит: «Чтобы воспитать хорошего человека, надо ежедневно в течение многих лет давать ребёнку четыре урока: здоровья, любви, мудрости и труда».  Научить ребёнка трудиться – это значит сделать его счастливым на всю жизнь. В труде он будет черпать смысл жизни, источник радостного отношения к ней, через труд приобщаться к нравственным ценностям человечества. Именно этим и занимаются педагоги Столинщины. Все участники семинара, а это были представители всех регионов области, отметили, что в районе созданы  необходимые условия для развития у учащихся учебно-познавательной деятельности через уроки технического труда, профориентационную работу.  

    

         Приятные впечатления останутся во всех участников семинара от гостеприимства столинцев, самобытности Столинщины, творчества детей и профессионализма педагогов.

Людмила КАСПЕРОВИЧ

Фото автора