ВЗГЛЯД КОВАЛЕЦ НАДЕЖДЫ ИВАНОВНЫ, ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА, НА СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

03.05.2017

         

        Педагогический стаж моей работы 40 лет. Чуть меньше я уже не работаю, но школа не уходит из жизни. Любая газетная статья о школе, телевизионная программа притягивают внимание, волнуют. Не работаешь, не принимаешь участия в сложном процессе обучения и воспитания и становишься сторонним наблюдателем. Живая связь со школой – это частые встречи с учителями и учащимися.

         Хочу поделиться мыслями о современной школе в период мощного информационного взрыва. Школа не имеет права отставать. Вместе растет творческая инициатива учителей, изобретательность, мастерство, профессиональная культура школьного учителя.

         Но нельзя исключить из школьной жизни то, что проверено временем, что помогает решать сложные вопросы воспитания человека.

         Я долгожитель. За мой век все в жизни меняется до неузнаваемости. У нас на Полесье были болота – стало поле. Появились новые города, космос осваивается, на Луну добрались. Телефоны, компьютеры связывают нас с любой точкой на Земле. Все это создается для удобства, для радости жизни. К сожалению, люди так стремительно к лучшему не меняются.

         Процесс воспитания человека – архисложное дело и значительное место в этом отводится школе.

         Что мешает школе работать с отдачей? В последние годы – реформы. Что только не подвергается реформированию в школе? Ввели новую десятибалльную систему оценки знаний учащихся. Эта реформа не проходила незаметно. Семья и школа привыкли к пятибалльной системе. Менялись программы, сетка часов, учебники. Заполнение всякого рода отчетности – настоящее бумаготворчество. Школа походит на пишущий центр, и новых обязанностей учителям прибавилось. Посещаешь родителей – посмотри печное отопление дома, семьи. Дежурство на дискотеках, ночное патрулирование. Выпивает отец – займись этой семьей. Все это возможно в жизни, но где взять время учителю? Все это лихорадит школу, переносится болезненно.

         Школа устала от реформ. Обсуждается новый Кодекс об образовании. Школа ждет ясных, четких, прописанных в документе прав и обязанностей.

         Классический тип урока сужается, уходит из школы жизни. Шире внедряются мультимедийные технологии. Все верно, надо готовить детей к жизни в новых инновационных условиях. Иначе нельзя. Но использовать такие технологические возможности надо грамотно, чтобы не превратить урок в шоу, в педагогическую игру. В педагогику играть нельзя: дети. Это мгновенный процесс становления человека.

         Технологические возможности позволяют любое школьное мероприятие оформить зрелищно, красиво. Какой-то учитель искрит новыми идеями, мыслит нестандартно: один методический прием с калейдоскопической быстротой сменяется другими. Это выглядит эффектно, но эффективно ли?

         А кто-то спокойно, умело, толково, отобрав нужное, полезное для урока, не забывая, что у него класс детей разных по восприятию информации (кто-то уже усвоил, а кому-то надо помочь) ведет урок. Кто из этих двоих учителей лучше? Вечные спорные вопросы школьной жизни.

         Призвание учителя любого школьного предмета – учить и воспитывать. Это как молния на одежде: обе стороны куртки нужно застегивать одновременно. Мы готовим много мероприятий воспитательного характера: беседы, вечера, встречи, посещаем музеи, организуем экскурсии и т.д. Пишем планы воспитательной работы. Все это так. Это неотъемлемая часть учительского труда.

         Из школьных дисциплин литература обладает высоким воспитательным зарядом прямо на уроке. Литература – учебник жизни. Давно родилось это мудрое изречение. Литература в художественной форме знакомит нас с крупными историческими событиями, сложными нечеловеческими судьбами,  научными открытиями. Мы на уроке разбираемся в поведении героев, судьбах, поступках, даем оценку, делаем выводы. На примерах литературных героев воспитываем у учащихся разные чувства: удивление, восхищение, радость, справедливость, возмущение, негодование, гнев. Эмоциональная составляющая литературы – великая побудительная сила воздействия на человека, на ум и сердце. Если учитель в классе читает описание гибели Муму, к словам писателя, добавив соответствующий тон голоса, жест, мимику лица, - покраснеют глаза у ребят, появятся даже слезы. Это положительные эмоции, рожденные добротой и рождающие доброту. Переболеть судьбой литературного героя, будто собственной – это литература.

         Добрых слез стесняться не надо. Страшна эмоциональная глухота. Это опасный недуг нашего времени. Стало модным подавлять чувство стыда, стеснительности, даже страха за жизнь, чтобы только выделиться в чем-то безрассудном, безобразном, глупом.

         С таким проявлением в поведении подростков встречаются часто. А криминальные сводки шокируют жестокостью их проявления.

         Общение с умной книгой – это общение с умным добрым другом. Уроки литературы формируют этические устои личности, развивают ее духовное и душевное богатство. Прямо на уроке в старших классах нужно учиться решать сложные нравственные задачи.

          1. «Слово о полку Игореве».

         «… и увидел князь Игорь воинов своих, Тьмою прикрытых». Солнечное затмение по тем временам – недоброе предзнаменование. Но затмений – то два: одно на небе, другое – в голове Игоря. «Ум князя уступил желанию». Он в одиночку захотел разбить половцев. Что может случиться, когда ум уступает желанию в повседневной жизни, в быту? Какой часто бывает финал?

         Финал печален, когда такое происходит у того и тех, кто отважится идти по желаниям. А желаний много и разных. (Вместе с детьми мы должны находить подтверждение своим мыслям примерами из современной жизни).

          2. «Гроза» А.Островского.

          «Деток у меня нет», - сокрушается Катерина в «Грозе» А.Островского. Ну, а если бы детки были, вышла бы она за калитку к Борису? Ушла бы таким путем из жизни?

         Мнения разделяется. Не беда, если первые шаги ребячьих рассуждений бывают неудачными. Такая работа снимает зажатость, побуждает отвагу высказаться, иметь свое мнение.

         3. «Война и мир» Л.Н. Толстого.

         Бородино. Князь Андрей на батареи, у ног его разрывается граната. Вопрос классу: «Если бы граната, что кружится у ног Болконского, разорвалась чуть позже, чтобы еще он сказал своим офицерам, что прижались к земле?» Сказать за Болконского всего лишь несколько слов, подняться до самого героя, по-сыновьи любящего свою землю.

         Или заключительный урок по роману «Война и мир». Задание: «В какой семье я хотел бы пожить: у Болконских или Ростовых». Те, кто отдал симпатии Ростовым, связывают свое пребывание с Наталией, с ее духовным и душевным миром. Приверженцы Болконских (в большинстве юноши) отмечают что-то новое, выделяющее эту семью из окружающего мира. Выбор аргументируется: старик Болконский, дочь- княжну Марию, обучает математике («чтобы друг на друга не были похожи»).

         А отправляя единственного сына на войну, прочит ему опасные,  а не выгодные места, и князь Андрей благодарит за это отца. «Наш князь» называют рядовые солдаты. Защита Родины от врага становится высочайшей целью его жизни. Он отказывается служить при особе царя и в штате Кутузова, он остается среди простых и самых нужных на войне людей: солдат и офицеров действующей армии.

         Выбрать семью – это выбрать себя сегодняшнего, завтрашнего. Может быть эти школьные откровения могут потом сказаться на чьей-то судьбе.

         Книги, написанные вчера, помогают жить сегодня. Важно учить литературу и учить литературой. В каждом программном произведении по литературе можно и надо находить такие детали, кирпичики, чтобы наладить контакт между тем, что в книге, и тем, что в сердце школьника. Это проверенный путь обогащения чувств, ума и сердец учащихся. Очень жаль, что в неделю, например, в 11 классе всего 2/1 часов литературы на протяжении года.

         В комедии «Недоросль» Фонвизина один из положительных героев – Правдин произносит: «Без души самая просвещенная умница – жалкая тварь».

         Во все времена и эпохи об этом задумывались. От качества души зависит качество труда в любой сфере. Это аксиома. Жизненный опыт подсказывает, что процесс воспитания души надо начинать с самого раннего детства. Опоздаешь в этом деле – вряд ли потом наверстаешь.

         С глубоким уважением отношусь к учителям начальной школы. Они великие труженики. С привязанности и доверия к первому учителю начинается любовь к школе. Учителю начальных классов приходится заниматься тем, что неведомо предметникам, что не касается его прямых обязанностей (он и медик, и няня). Мало иметь профессиональные знания, умения. Надо быть человеком щедрой души: отзывчивым, человеком высокой культуры, тонким психологом. Он учит сразу всему: дружбе, доброте, аккуратности, учит видеть мир, учит думать – учит учиться. Малыши наблюдательные, они верят учителю и подражают ему. Он, учитель – первооткрыватель, первопроходец. И главные, первые трудности воспитания берет на себя. Создать из 6-7- летних детей коллектив – задача непростая. Первому учителю надо раскрыть детям мир во всей красе. Красота питает доброту, сердечность, любовь, вызывает положительные эмоции, без которых жизнь серая, неприглядная. Сложное и благородное дело – провести маленького человека от созерцания красоты к желанию создавать эту красоту. Начинать это надо в раннем детстве. В 14-16 лет об этом говорить бесполезно, поздно.

         «Учитель» обязано звучать гордо.

         Во времена моего учительства так и было. Самым почитаемым, образованным на селе человеком был учитель. Теперь почти все родители имеют среднее образование, многие высшее, а то и по два. Теперь некоторые из них смотрят на учителя свысока. Считают, что они тоже могут кого-угодно и чему-угодно научить (не вникая в особенности педагогического труда). Учителю надо знать информационные технологии. Здесь все достаточно жестко: не знаешь, не умеешь – значит отстал навсегда. Современному учителю сложно завоевать и отстоять свой авторитет. Надо быть безгранично преданным своему выбранному делу. Учитель, как бы не складывалась его судьба, должен быть хоть немножко выше, идти на полшага впереди других.

         И дети современные отличаются от детей моего времени, времени советкого периода. Нравственные нормы стеснительности, стыда редко преступались детьми. В этом была своя прелесть. Дети верили каждому слову учителя, были благодарными слушателями. А современные чрезмерно раскованные. Они знают, чего хотят. Умеют защищать свою точку зрения, умеют за себя постоять, прагматичны. Не все так просто принимают на веру. Все это и вызывает высокие требования к моральному  и профессиональному багажу учителя. Падению авторитета и престижа нашей профессии поспособствовала зарплата учительского труда и наши СМИ. Например, фильмы о школе. То на экранах появится «Географ глобус пропил», то «Училка», в которых демонстрируются какие-то чудовищные крайности школьной жизни. Наше кино знало другие времена, когда, казалось бы, детские фильмы собирали тысячные залы. «Аттестат зрелости», «Друг мой Колька», «А если это любовь?» - герои этих фильмов задумывались над взрослыми вопросами и проходили испытание на человечность, дружбу, порядочность, доброту. Эти фильмы обсуждали на педсоветах. А фильм «Доживем до понедельника», который первыми увидели делегаты Всесоюзного съезда учителей, встретили аплодисментами стоя. Надеемся и верим, что появится новый, добрый учительский фильм, верный помощник школе и ученику.

         Отрадно, что задача повышения престижа учительской профессии поставлена на высоком государственном уровне.

         Сложен путь учения и воспитания человека. И самый трудный школьный предмет – наука быть людьми.

         Проходят годы, века. Неузнаваемой становится жизнь. Исчезают многие сегодняшние профессии, рождаются новые. Но пока существует человечество, сохраняется на Земле высокое звание – Учитель.

 

Февраль, 2017                                                            Ковалец Н.И.

Оставить комментарий >>>