Обращение Надежды Ивановны Ковалец, учителя русского языка и литературы Большемалешевской средней школы, Героя Социалистического Труда к педагогическим работникам

5.12.2014

Уважаемые коллеги!

 

Хочу поделиться с Вами мыслями о составляющем учительского авторитета, об имидже школы.

Начнём с самого известного, веками проверенного требования к личности учителя: любви к детям, интереса к своей профессии, глубокому знанию своего предмета, взвешенной гражданской позиции. В настоящее время современный учитель обязан владеть современными педагогическими технологиями.

Раньше учитель был едва ли не единственным носителем знаний, сегодня учащиеся черпают информацию из самых различных источников.

Современный учитель должен быть не просто передатчиком знаний, а умелым организатором самостоятельной учебной деятельности учащихся. А для этого необходимо в первую очередь учить детей самостоятельно анализировать информацию,  делать нужные выводы, заключения. Это очень сложная работа с детьми. И начинать её нужно как можно раньше, чтобы уже в начальной школе ребёнку дать возможность раскрыться, совершать на уроке свои собственные маленькие открытия.

Именно такие требования предъявляет учителю наша эпоха. Поэтому учитель должен хорошо знать и понимать современных детей. Раньше источником знаний была книга, сегодня - компьютер, информационные системы. Но никакие современные технологии не смогут заменить учителя как организатора, консультанта, специалиста, которому можно довериться.

Сложный, многогранный, ответственный учительский труд. В 45 минут урока приходится вместить крупные исторические периоды, сложные литературные судьбы, научные открытия. Чтобы достичь этого, надо подготовиться к уроку, составить сценарий и умело сыграть главную роль так, чтобы учащиеся могли открыть для себя новое. Кроме этого, на уроке ты должен учитывать особенности восприятия и мышления детей, быстро ориентироваться в различных педагогических ситуациях, должен проявлять внимательность, чуткость, должен быть энергичным, настойчивым.

Всё это и многое другое должен осуществлять каждый учитель на каждом уроке.

Со всеми этими «должен»  можно справиться, не пасовать в здоровом, слаженном учительском коллективе. Учительская школьная семья - это коллектив единомышленников, где царит дух взаимопонимания, взаимоуважения, всё это сочетается с трудовой дисциплиной, ответственностью.  В таком коллективе работать легко, интересно, творчески; в такой атмосфере рождается учительское мастерство.

Учительское мастерство - это искусство. Если отношения в коллективе тёплые, дружеские, тон бодрый, то даже неудачи, которые посещают нас, не кажутся непреодолимыми.

Школьный коллектив - это творческий ансамбль, где никто не может фальшивить. В этом истинный залог успеха, авторитета школы.

Школьный учитель является - воспитателем. Учить и воспитывать - это как молния на куртке: обе стороны застёгиваются одновременно. Как наполнить юную душу  добротой, бескорыстием, отзывчивостью? Как научить видеть прекрасное и восторгаться им? Как вызвать отвращение ко всему уродливому, безобразному? Действенным служит эмоциональное, взволнованное слово учителя, тон речи, его убеждённость, жизненная позиция. А это делать надо ежедневно, ежечасно. Воспитать душу! И сто, и двести лет назад эта мысль тревожила человечество.

«Без души самая просвещённая умница - жалкая тварь », - устами Стародума говорит Фонвизин в комедии «Недоросль». От качества души зависит качество любого труда. Это аксиома жизни.

Результативность воспитания во многом зависит от нравственного облика учителя. Мир взрослых людей раскрывается для детей через образ их учителя.

В жизни все должны быть людьми высокой нравственной культуры, чистоты. Если представителям других профессий могут простить какие-то жизненные ошибки, промахи, то учителю нельзя прощать. Он -  учитель. На учительском мундире не должно быть ни единого аморального пятнышка.

Школа учит жизни. Школа и есть сама жизнь. Этой жизнью надо очень умело, мудро руководить, направлять, подсказывать. Поэтому руководству школы, в первую очередь директору школы, надо быть человеком такта, выдержки, справедливости. Директор - человек высокой культуры, разностороннего интеллекта. Одним словом,  быть директору таким, чтобы при встрече с ним каждому учителю захотелось быть лучше.

Учительский долг - беспрестанная работа над собой, наш труд движет вперёд само общество, мы растим будущее страны.

 

 

 

                              С уважением       Надежда Ивановна Ковалец.