Ценность сотрудничества

13.03.2020

Реалии нашего времени таковы, что ключевым условием для повышения качества знаний учащихся, создания современных инновационных подходов в обучении является интенсивный обмен знаниями между педагогами, так как он позволяет более эффективно использовать уже апробированные решения, повышает количество и качество новых идей. Соответственно, одной из актуальных задач для руководства становится налаживание и управление обменом знаниями внутри школы.

Ежегодно в каждом учреждении образования Столинского района планируется и проводится методическая неделя, в рамках которой педагоги делятся с коллегами своим успешным опытом по применению современных методов и приёмов в работе. Несомненно, методическая неделя ассоциируется с яркими впечатлениями, новыми знаниями, интересными идеями и положительными эмоциями, однако, взаимодействие педагогов одного коллектива не даёт возможности удовлетворить все востребованные учителями знания.

Руководителем учебно-методического кабинета Столинского района Валентиной Александровной Гречко для решения этой проблемы было внесено предложение завершить в этом учебном году традиционную методическую неделю «Эффективный педагогический опыт: от теории к практике» методическим марафоном, участниками которого стали педагоги и учащиеся нескольких учреждений образования. Нашей школе посчастливилось стать базой для проведения методического марафона четырёх учреждений образования.

Результат сотрудничества в данном формате превзошел все ожидания. Своим опытом делились педагоги по актуальным вопросам.

Учитель географии государственного учреждения образования «Стружская средняя школа» Максим Андреевич Александров (высшая квалификационная категория) провёл урок для взрослых по теме «Применение технологий WEB 2.0 на учебных занятиях». Учитель заострил внимание на том, что в современном обществе в деятельность учителя всё активнее внедряются информационно-коммуникационные технологии. Из них большое внимание уделяется использованию в образовательном процессе новых технологий интерактивного взаимодействия.

К рассмотрению были предложены ресурсы, которые основаны на технологии WEB 2.0 и активно используются М. А. Александровым в педагогической деятельности.

  1. Rebus1. (глобус) Это сервис для создания ребусов. Использование ребусов на уроках способствуют развитию и коррекции мышления, повышают интерес к изучаемой теме, тренируют сообразительность и логику. Данный ресурс эффективен на этапе актуализации знаний, знакомства с новыми терминами, а также для их закрепления.
  2. LearningApps. Сервис предназначен для создания интерактивных учебно-методических пособий по разным предметам. Он основан на работе с шаблонами (заготовками) для создания работы. Основная идея заключается в том, что учащиеся могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме, что способствует развитию познавательного интереса учащихся.

Также в учебниках размещены QR-коды, которые являются гиперссылками на задания ресурса LearningApps, что упрощает работу учителя в данном направлении.

  1. Фабрика кроссвордов Кроссген. Сервис создания кроссвордов онлайн. В учебной деятельности разгадывание кроссвордов эффективно на этапах повторения и обобщения материала.
  2. JigsawPlanet – онлайн сервис для генерации пазлов из исходных графических изображений (фотографий). Собирание пазлов - одно из любых занятий современного ребенка. Задания такого рода позволяют визуализировать информацию, которую необходимо усвоить.

М. А. Александров отмечает, что после анализа основных возможностей использования сервисов WEB 2.0 стала проблема – как наиболее эффективно построить работу учащихся с данными ресурсами. Для решения данной проблемы учителем был создан личный блог на ресурсе www.blogspot.com, где регулярно добавляются записи, изображения, мультимедиа, задания сервиса WEB 2.0 и много другой информации. Использование блога помогло более эффективно использовать ресурсы WEB 2.0, улучшить информационную поддержку образовательного процесса, наладить обратную онлайн связь с учащимися и родителями.

Использование интернет сервисов в образовательном процессе существенно увеличивает информационные и коммуникативные возможности педагогов и учащихся, позволяет работать в режиме онлайн, упрощать, ускорять и автоматизировать отдельные виды учебной деятельности.

Учитель государственного учреждения «Отвержицкий УПК ясли-сад базовая школа» Екатерина Фёдоровна Климович представила мастер-класс по теме «Технология проблемного обучения. Приём формулирования гипотезы через проблему». В ходе работы педагог раскрыла алгоритм: проблема → гипотеза → пути решения. Учитель также представила положения проблемно-диалогического обучения предложенные Е. Л. Мельниковой (книга «Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками», 2012).

Работа с родителями является важным фактором создания единой образовательной среды в школе и семье. Учитель I ступени общего среднего образования государственного учреждения образования «Воронёвская средняя школа» Дульская Валентина Ивановна (первая квалификационная категория) провела мастер-класс по теме «Особенности проведения родительского собрания».

Учитель считает, что особой популярностью у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к школе. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя, обстановке, сближаются с педагогами.

В ходе мероприятия были предложены разные формы работы с родителями:

упражнение «Портфельчик с полезностями» предполагает пополнение «портфельчика» в течение родительского собрания разнообразными советами, рекомендациями, памятками по воспитанию учащихся;

приём «Рукопожатие», игра «Аплодисменты», упражнение «Салют» предусматривают знакомство родителей друг с другом;

одновременная анкета «Знаю ли я своего ребёнка» позволяет узнать, насколько хорошо родители знают своего ребёнка. Ведь на вопросы анкеты отвечают родители и дети одновременно. Подсчитывается количество совпадений;

тест «Легко ли понять собственного ребёнка?» позволяет выяснить, насколько легко родителям общаться с детьми;

разминки для снятия напряжения и усталости: пантомимическая разминка «Найди пару». Участвуют родители и дети.

рефлексия «Пока горит свеча…» предполагает высказывания родителей классному руководителю и родителям других детей.

Целью проведения родительского собрания является формирование родительского и детского коллективов на основе современных подходов и нетрадиционных форм организации общения педагогов и родителей.

Практико-ориентированный подход на уроках трудового обучения в ходе мастер-класса продемонстрировала учитель государственного учреждения образования «Ольманская средняя школа» Денисович Надежда Васильевна (высшая квалификационная категория). Кроме работы участников мастер-класса по созданию «Волшебного букета», учитель предложила задания по литературе, музыке, учебному предмету «Человек и мир» и даже хореографии.

Участникам методического марафона также была предложена экскурсия в школьный краеведческий музей, где учащиеся учреждения образования представили презентацию «7 причин посетить агрогородок Струга» (под руководством учителя истории Елены Александровны Кривопуст).

Для учащихся всех учреждений образования были предложены соревнования по баскетболу, теннису, шашкам и шахматам.

Завершился марафон проведением дружеской спортландии команд учителей и учащихся всех школ и обсуждением мероприятий будущих педагогических встреч, награждением победителей.

Взаимодействие педагогов является связующим звеном между частями образовательной системы. Обмен опытом – это искусство обнаружить то, что другие умеют делать лучше. Обмен творческими находками с коллегами, приобретение новых знаний, «вживую» проработанные отдельные технологические элементы – всё это имеет положительный результат, и позволяет педагогам повышать свой профессиональный уровень.

Лешкевич Светлана Николаевна,

заместитель директора по учебной работе

Стружской средней школы