Методические идеи для современного обучения

28.05.2021

Повышению профессиональной подготовки педагогических кадров в районе и в учреждениях образования способствует эффективная методическая работа, которая обогащает их педагогическими находками, дает возможность педагогам овладевать педагогическим мастерством, поддерживает в педагогическом коллективе дух творчества, стремление к поиску.

В районе организована работа учебно-методических формирований со всеми категориями педагогических работников и по всем направлениям образовательного процесса. Об эффективности их работы можно судить по тем заседаниям, посещенным учебным занятиям и воспитательным мероприятиям, которые были проведены в течение года, в большинстве случаев в режиме online.

На заседание районного методического совета, которое состоялось 25 мая 2021 года в режиме онлайн, были вынесены отчеты руководителей о работе 17 районных творческих мастерских.

На расширенное заседание методического совета были приглашены заместители директоров по учебной и учебно-воспитательной работе.

Работа участников творческих мастерских в текущем учебном году была направлена на освоение и реализацию интерактивных технологий, методов, приемов, изучение и внедрение передового педагогического опыта, совершенствование навыков самообразовательной работы.

Участники творческих мастерских учителей русского языка и литературы  (руководитель Лугина Л.Ф., Теребежовская СШ), белорусского языка и литературы (руководитель Есько Л.М., СШ №3 г. Столина) работали над темой «Работа с текстом на уроках языка в 5-9 классах – эффективная форма развития речевой культуры и учебных компетенций учащихся». В наработанных материалах освещаются продуктивные приемы работы с текстом: как за минимум отведенного на уроке времени добиться результативности чтения, предлагаются формы и методы, способы повышения читательской грамотности учащихся и выполнения лингвокультурологических заданий. Такая работа с текстом предполагает изменения структуры стандартного урока, и дает возможность превратить урок языка в увлекательное интересное исследование.

Творческая мастерская библиотечных работников (руководитель Сеген О.Л., Ремельская СШ) занималась разработкой рекламно-информационной продукции при помощи технологии QR-кодов к юбилейным датам писателей. Данные материалы могут использоваться как библиотечными работниками, так и учителями-филологами, учителями I ступени общего среднего образования.

С целью осуществления контрольно-оценочной деятельности учащихся в режиме online, участники творческой мастерской учителей истории (руководитель Мальцева Н.М., СШ №2 р.п. Речица) разработали разноуровневые задания для учащихся 5-11 классов по основным темам изучения истории.

Участники творческой мастерской учителей биологии (руководитель Скуловец Т.В., СШ № 3 р.п.Речица) продолжили работу над разработкой разноуровневых заданий для поурочного тематического контроля результатов учебной деятельности учащихся 10 классов на базовом и повышенном уровне.

Творческая мастерская учителей химии (руководитель Олейник А.В., СШ №2 г. Столина) работала над разработкой фрагментов уроков химии и биологии с использованием межпредметных связей.

Оформили интер-активный плакат для проведения виртуальных экскурсий по Столинскому району участники творческой мастерской учителей географии (руководитель Литвинко Э И., СШ №2 р.п.Речица). Материал рекомендован для использования в организации учебной и воспитательной работы.

С учетом сложившейся ситуации актуальным является материал, разработанный по использованию в условиях дистанционного обучения.

Для этого участниками творческой мастерской учителей английского языка (руководитель Леоновец Л.М., Столинская гимназия) составлен, с использованием цифровых технологий для самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся 5-11 классов, цикл условно-речевых упражнений и коммуникативных ситуаций по всем видам речевой деятельности по иностранному языку.

Разработкой маршрутных листов для организации самообразовательной деятельности учащихся в удаленной форме обучения работали участники творческих мастерских учителей математики (руководитель Якушева.Т.М., СШ №2 р.п. Речица) и учителей обслуживающего труда (руководитель Скребейко Т.П., СШ №2 г.Столин).

  Творческая мастерская учителей начальных классов (руководитель Ципух Г.В., СШ №2 р.п.Речица) работала над темой «Разработка дидактических материалов по подготовке учащихся 3-4 классов к олимпиаде по русскому языку, белорусскому языку, математике». В результате работы создан сборник «Дидактические материалы для подготовки учащихся 3-4 классов к олимпиаде по русскому языку, белорусскому языку, математике». Использование материалов сборника обеспечит информационную и методическую поддержку учителям начальных классов в работе с высокомотивированными учащимися.

Продуктивно работали участники творческой мастерской учителей музыки (руководитель Каллаур А.В., СШ №3 г. Столина) по совершенствованию профессиональной компетентности по организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В результате работы творческой мастерской создан сайт «Музыка в школе» в помощь учителям музыки и учителям начальных классов. Сайт содержит несколько рубрик: «В помощь учителю» (размещены учебные программы, методические письма, разработки уроков музыки), «Полезная информация» (понятия музыкальной терминологии), «Поиграем» (флэш-игры для детей, музыкальные викторины, музыкальные видеожурналы).

Работали две творческие мастерские воспитателей дошкольного образования.

Участники одной из творческих мастерских (руководитель Хорошун А.И., Давид-Городокский ясли-сад) работали над темой «Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста и их законных представителей». По итогам работы мастерской был разработан методический сборник, в который вошли рекомендации по планированию рабаты с родителями по формированию ЗОЖ для детей-дошкольников всех возрастных групп, а также сценарии активных форм взаимодействия детей и родителей, практические наглядные материалы, листовки, буклеты по данной теме.

Участники ещё одной творческой мастерской воспитателей дошкольного образования (руководитель Лешкевич С.Н., Маньковичский ясли-сад) разработали по теме «Организация познавательной деятельности детей дошкольного возраста»,  на основе обновленного содержания учебной программы дошкольного образования, картотеку опытов, экспериментов, наблюдений по познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Все участники мастерских представляли методические материалы, которые прошли апробацию на учебных занятиях по разрабатываемым темам.

По многим направлениям работы творческих мастерских в ходе встречи были продемонстрированы презентации положительного опыта.

Не менее продуктивной  была и работа творческой мастерской заместителей директоров по учебной и учебно-воспитательной работе (руководитель Тарнапович С. Г., Лядецкий УПК ясли-сад СШ), участники которой работали над актуальной темой по формированию предметных и метапредметных компетенций учащихся. В разработанном методическом сборнике материалы распределили по 3 разделам-подсказкам: 1 – «Теоретическая подсказка» (информация по педтехнологиям), 2 – «Методическая подсказка» (практическое использование различных интерактивных форм методической работы), 3 – «Подсказка предметно-практическая» (разработки учебных занятий).

Творческая мастерская заместителей директоров по воспитательной работе (руководитель Жук Т.Я., Столинская гимназия) работали над разработкой Комплексной программы воспитания детей и учащейся молодежи в Столинском районе на 2021-2025 годы.

Основным показателем и критерием работы творческих мастерских являлась новизна и актуальность создаваемого методического продукта, направленного на повышение качества образовательного процесса.

Оформленные сборники, вестники, методические копилки содержат довольно большой объем материала.

Данные наработанные материалы обеспечат педагогам квалифицированную помощь в изучении теории и в организации практической деятельности по расширению ІТ (АйТи) опыта, по работе в режиме online.

Все материалы будут оформлены в Методический вестник и доступны на сайте отдела по образованию в разделе «РУМК» для использования всеми педагогическими работниками района.

Надеемся, что наработанный актуальный опыт будет всё же использован педагогами района, так как все материалы заслуживают методической поддержки и внедрения в практику работы для повышения качества образовательного процесса.

Для педагогов-участников творческих мастерских такие мероприятия являются импульсом для дальнейшего развития и профессионального роста.

 

Гречко В.А., заведующий Столинским

районным учебно-методическим кабинетом